Как научить ребенка безопасному поведению со взрослыми

14.10.2021
Как научить ребенка безопасному поведению со взрослыми

Эксперименты показывают, что большинство детей легко уходят с незнакомцами

Активисты добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» провели эксперимент, в ходе которого 10 из 17 детей ушли с площадки с незнакомым человеком. Эксперты утверждают, что, если взрослый захочет обмануть ребенка, скорее всего, он это сделает. Как предотвратить такие случаи?


Как проверить ребенка на знание правил безопасности

В ходе эксперимента спасатели просили родителей оставить детей на площадке одних, велев им никуда не уходить, а потом подсылали к ним разных мужчин и женщин, которые пытались их увести со словами «Тебя зовет мама, пойдем». Координатор «ЛизаАлерт» Татьяна Филиппова рассказала, что в итоге на площадке остались только семь из 17 детей, участвовавших в эксперименте.

Ушли с площадки, в том числе, трое братьев и сестер, а одна девочка проигнорировала даже напоминание инструктора о том, что мама просила ее никуда не уходить.

Руководитель пресс-службы отряда, инструктор по безопасности Ксения Кнорре-Дмитриева рассказала, что такие эксперименты не являются чем-то регулярным и проводятся на усмотрение сотрудников школы «ЛизаАлерт».

- В последние два года мы ограничены в их проведении из-за пандемии, — пояснила она. — Но, вообще, честно говоря, мы не очень любим этот эксперимент. Во-первых, если взрослый человек хочет обмануть ребенка, он это сделает, как бы ребенку ни объясняли. Во-вторых, это довольно травматичный для ребенка опыт, потому что они пугаются, а родители их потом ругают, хотя мы просим этого не делать.

Кнорре-Дмитриева считает, что особенной положительной динамики в этом вопросе нет и не может быть, потому что разовые лекции, которые проводят с детьми по всей России, не дают гарантий, а регулярными занятиями по безопасности занимаются далеко не все семьи.

Руководитель филиала школы детской безопасности Анастасия Баландович заметила, что она против подобных экспериментов, которые проводят родители над своими детьми.

- Во-первых, далеко не каждый родитель спокойно может на это отреагировать. Они начинают ругать ребенка, — сказала она. — Во-вторых, когда ребенок узнает о сути того, что происходило, то воспримет это как предательство со стороны родителя. Таким образом, родители показывают ребенку, что не доверяют ему.

Однако все эксперты сходятся во мнении, что детей надо обучать правилам поведения с взрослыми. Причем делать это систематически и с помощью практических занятий.


Что надо изменить в предмете ОБЖ

- Мы считаем, что детей недостаточно обучают безопасности, и качество этого обучения вызывает большие вопросы, — говорит Кнорре-Дмитриева. — Даже очевидные вещи, которые мы говорим на наших мероприятиях, становятся откровением и для детей, и для родителей.

Она отмечает, что инструкторы «ЛизаАлерт» проводят тренинги в школах, но в целом в школах есть большие проблемы с предметом ОБЖ и с обучением детей навыкам безопасности.

- Не все учебники по ОБЖ содержат достоверную информацию, или она изложена таким языком, что можно заснуть на первой же странице, — говорит Кнорре-Дмитриева. — На мой взгляд, это вообще один из самых интересных, приближенных к реальной жизни предметов, но в школе его умудряются делать скучным, непрактичным. До сих пор там пишут, что мох растет с северной стороны, но вообще-то, по нашей многолетней лесной практике, мох может расти где угодно.

Анастасия Баландович отметила, что в разных школах ситуация с преподаванием ОБЖ очень отличается — там есть преподаватели, которые действительно тренируют детей, но процент таких педагогов очень низок.

- В школах на ОБЖ рассказывают о других вещах — катаклизмах, катастрофах, а о тех навыках, которые могут понадобиться в любой момент, — нет, — говорит она. — Даже если посмотреть на то, что случилось в Перми, где стреляли в университете, — дети не знали, что делать. Например, надо бежать от стрелка — это понятно, но как? Убегать надо не по прямой, а петляя, потому что так в тебя сложнее попасть.

На прошлой неделе депутат Госдумы Елена Строкова выступила с предложением обучать школьников навыкам безопасного поведения при угрозах со стороны взрослых, внеся для этого корректировки в предмет ОБЖ, а также добавить специальные тематические занятия. По ее словам, такие уроки должны проводиться как минимум один раз в учебную четверть.

Она отметила, что в России ежегодно пропадают без вести около 120 тыс. человек, а на Алтае и в Сибири, по ее словам, участились попытки похищения детей на улицах и в подъездах.

- Безопасностью наших детей нужно заниматься, начиная с самого юного возраста, как это делают в других странах, — заявила Строкова. — В школах, начиная с первого класса, нужно вводить специальные курсы, касающиеся обучения детей защите от опасных взрослых: маньяков и педофилов. Такие же уроки необходимы и в детских садах. Малыши понимают намного больше, чем мы думаем: если объяснить, они станут очень внимательными ко всему, что их окружает.

По ее словам, сейчас в школах не так много внимания уделяют именно обучению детей безопасности.

- Каждый ребенок должен отдавать себе отчет, как выстраивать алгоритм своего поведения в любой сложной и опасной ситуации, — отметила Строкова. — Речь может идти о школьном буллинге, о маньяке, о соседе-педофиле, о преподавателе в вузе, который намекает, как можно получить отличную оценку в зачетке. Наших детей нужно научить говорить «нет» тому, кто вызвал у них подозрение, и правильно поступать в любой ситуации, которая им покажется подозрительной.

Эксперт ОНФ, член Общественной палаты Юлия Зимова заметила, что сами дети говорят о необходимости курсов по безопасности, которые существуют, в том числе, в онлайн-формате. И очень важно, считает она, чтобы курсы по безопасности в отношениях со взрослыми были в школьной программе, причем именно в виде тренингов.

- Мы можем бесконечно рассказывать детям, как нужно себя вести, но в экстренной ситуации сработает только механизм, который уже отработан, проигран несколько раз, — подчеркивает эксперт. — Причем тренинги должны быть, в том числе, совместные с родителями, хотя школы и не приветствуют это.

Как научить ребенка не молчать

— Все-таки безопасность ребенка — это зона ответственности родителя, и идти это должно из семьи, — говорит Кнорре-Дмитриева. — Ребенок должен информировать, где он находится, звонить, сообщать, если задерживается. Крайне маловероятно, что удастся это сделать, особенно с подростком, если в семье это не принято. Если он видит, что родители друг другу звонят и сообщают, когда задерживаются, если мама может попросить папу прийти и встретить, а он пойдет и встретит, то и для него это будет нормально. В противном случае ребенок воспримет это как попытку контроля.

Баландович считает, что безопасность складывается из трех компонентов: знаний, навыков и доверительных отношений с родителями.

- Последний пункт самый сложный и важный, — говорит она. — Если с ребенком, а в 7–9 лет многих уже начинают отпускать одних в школу или погулять во дворе — что-то случится, если он расскажет маме, что его преследовал какой-то мужчина, то мама, во-первых, может наорать, а во-вторых, применит санкции — станет сама провожать в школу. А ребенку уже будет неловко перед своими одноклассниками. Поэтому дети молчат.

Баландович отмечает, что в этой ситуации доверительные отношения сформируются, если родитель, во-первых, похвалит ребенка за искренность, а во-вторых, проговорит с ним эту ситуацию, вместе придумает решение. Тогда в следующий раз ребенок снова расскажет маме о неприятных ситуациях.


Как рассказывать о правилах безопасности

Кнорре-Дмитриева подчеркивает, что один раз посадить ребенка напротив себя и обсудить правила безопасности бесполезно.

- Взрослые это делают однократно, когда случается что-то ужасное — они пугаются и пытаются срочно объяснить ребенку, — говорит она. — Это не работает. Успех только в повторении материала и в том, чтобы рассказывать ребенку это в форме, соответствующей его возрасту.

По ее словам, объяснять ребенку правила безопасности нужно не в форме лекций, а в форме игры, на примере сказок и совместного обсуждения различных ситуаций.

- С подростками, например, очень хорошо работает история из своей жизни, — говорит Кнорре-Дмитриева. — По опросам, восемь из десяти женщин сталкивались с ситуациями, когда взрослые люди проявляли к ним интерес, который можно обозначить как сексуальный: пытались куда-то увести, показывали картинки и вели разговоры. И эти истории полезно рассказывать ребенку, анализировать с ним: что сделала не так, что — правильно.

Еще один вариант — обсуждать с ребенком правила безопасности по пути на массовое мероприятие, проговаривать, что делать, если он потеряется, к кому обращаться за помощью, чего категорически делать нельзя .

- Ребенка нужно тренировать, — замечает она. — Одно дело сказать ребенку: если что-то случилось — кричи. Но при этом, если вы всё время в общественном месте говорите ребенку: «Перестань кричать, перестань шуметь», — то это не сработает. Это навык. Идите в лес и кричите вместе с ребенком: кто громче? Нужно снимать этот зажим, что кричать нельзя. И объяснять ему, когда кричать не только можно, но и нужно.

Анастасия Баландович также отмечает, что нужны постоянные практические тренировки: ребенка можно попросить отойти от себя в магазине шагов на 15–20 и в полный голос прочитать стих или спеть песню.

- Это под силу, может, десяти процентам детей. Большинство стесняются и боятся, а значит, и в критической ситуации они не смогут закричать, потому что навыка нет, — говорит она. — В стрессе у нас блокируется всё, что можно, поэтому эти реакции надо доводить до инстинкта. Тренировки я рекомендую проводить примерно раз в неделю для детей от шести лет, а для тех, кто младше, можно и чаще.

Однако гарантий, что даже хорошо обученный ребенок не уйдет со взрослым, нет, считают эксперты.

- Я бы всегда оставляла какую-то долю неопределенности в ситуации с ребенком, — говорит Кнорре-Дмитриева. — Взрослые часто воздействуют своим авторитетом: «Нужна помощь, чего ты тут встал, пойдем скорее!» И ребенок идет. Нельзя просчитать, какая кнопка на него подействует. В этом проблема. Единственное, что может его защитить, на мой взгляд, — не вступать в контакт с взрослыми людьми. Этого надо добиваться, надо репетировать фразы, которые помогут ребенку отказать взрослому человеку.


Правила поведения с незнакомым взрослым

«ЛизаАлерт» дает рекомендации по тому, чему в первую очередь надо научить ребенка, чтобы он не стал жертвой взрослого человека.

1. Не нужно рассказывать в подробностях детям, тем более маленьким, о страшных происшествиях — запугивание может вызывать у них неконтролируемые психические реакции. Гораздо лучше, если разговоры о безопасности станут регулярными.

2. Необходимо объяснить ребенку, что нельзя никуда уходить с чужими взрослыми, что бы они ни предлагали и ни просили. Нужно проговорить разные ситуации, перечислить, что могут делать взрослые. Важно, что никогда и ни с кем не нужно никуда идти.

Анастасия Баландович отмечает: в ее школе детской безопасности родителей учат не использовать такие слова, как «незнакомец», «чужой», «посторонний», потому что для ребенка они ничего не значат.

- Дети доверяют любому человеку, которого видели хотя бы раз в жизни, — говорит Баландович. -- Мы говорим им о «воспитанном и невоспитанном взрослом». И открываем секрет, что воспитанный взрослый никогда не обратится к чужому ребенку с вопросом или просьбой. На примере объясняем: мы с мамой можем подойти к чужому ребенку, схватить его за руку и пригласить в гости? Нет. Важно показать ребенку, что вообще-то взрослые так не поступают.

Для маленьких детей, говорит Баландович, рисуют три круга доверия. Первый — зеленый — это близкие. Желтый круг — это знакомые, соседи, друзья родителей, его друзья. Если они что-то предлагают выпить, съесть, подарить и куда-то сходить, ребенок должен спросить разрешения у родителей. Третий круг — красный, в нем все остальные: с ними разговаривать нельзя, ничего брать у них нельзя, потому что воспитанный взрослый никогда не обратится к чужому ребенку.

3. Ребенок должен знать, что если взрослый просит у него помощи — это тревожный знак, потому что только взрослый может эффективно помочь взрослому.

4. Обязательно надо обсудить с ребенком, как отказывать, когда к нему обращается взрослый. Он должен знать, что его не отругают за невежливость и за то, что он не помог другому человеку. Нужно отрепетировать фразы: «мама с папой не разрешают мне разговаривать с незнакомыми», «я не могу, извините», «я спешу».

Анастасия Баландович отмечает, что здесь также важно, чтобы ребенок умел сразу отскакивать на безопасное расстояние.

- Нужно отойти от взрослого на расстояние вытянутой руки, — говорит она. — Пока ребенок говорит, что он не разговаривает с незнакомцами, взрослый его уже схватит и затащит в машину. Поэтому — дистанция и еще раз дистанция.

5. Надо обсудить, какие действия других людей по отношению к нему недопустимы: нельзя трогать ребенка, гладить, нельзя тащить, нельзя преследовать, нельзя обнимать и целовать, если он не хочет, нельзя залезать в нижнее белье.

6. Необходимо рассказать, как и к кому ребенок может обратиться за помощью, если что-то его тревожит. Это могут быть, например, полицейские, люди, которые работают в этом месте.

7. Ребенок должен уметь громко кричать и звать на помощь.

8. Ребенок должен знать наизусть номер вашего телефона, чтобы при необходимости связаться с вами через других людей.

9. Можно использовать любые гаджеты, которые помогут узнать, где находится ребенок: GPS-трекер, «умные часы» для детей, приложение на телефоне.

10. Никогда не отбирайте у ребенка телефон в качестве наказания, напротив, он должен быть всегда заряжен и с положительным балансом. Если нет смартфона, пусть это будет кнопочный телефон — к нему также можно подключить «маячок» у сотового оператора.

11. Если вы решили отпускать ребенка одного, убедитесь, что он знает правила безопасности и правила пешеходов и придерживается их; хорошо умеет определять время; может следить за договоренностями; уверен в себе и умеет говорить «нет»; понимает, что ему жарко, холодно, голодно; ориентируется там, где он живет, и понимает, как идти, если привычная дорога перекрыта.

Анастасия Баландович также рассказывает, что нужно делать, когда случилось уже самое плохое — ребенка схватили и потащили.

- Нужно, во-первых, заорать «Помогите, я не знаю этого человека» — и орать не переставая, — говорит она. — Во-вторых, нужно сразу же резко падать и уже лежа пинаться, крутиться вокруг своей оси, стараясь попасть по коленкам или в пах. В-третьих, разбрасывать свои вещи. Ни один злодей не будет возиться с таким ребенком. Задача ребенка — вырваться. Вырвавшись, надо бежать в безопасное место, и это не подъезд, лучше — в магазин.

Кроме того, говорит она, родителям стоит провести дома тест: спросить у ребенка, как выглядит преступник и злодей в их представлении.

- 99 из 100 детей говорят, что это страшный дядька в черной маске, черной одежде, со странным прищуром глаз, который скрывается, имеет при себе нож и т.д., обязательно грубый человек, — говорит Баландович. — Это одна из причин, по которым настоящие преступники могут уводить ребенка.

По ее словам, настоящий преступник часто прекрасно выглядит, у него может быть собака и конфетки, он попытается втереться в доверие к ребенку.


Как закон должен защищать детей

Строкова отмечает, что бороться нужно не только за то, чтобы ребенок знал, как себя вести в стрессовой ситуации, но и за то, чтобы ребенок вообще не встречался с такими взрослыми.

- Считаю, что Госдума в самое ближайшее время должна принять соответствующие ужесточающие поправки в Уголовный кодекс, согласно которым за педофилию и иные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних (в том числе повторное и при отягчающих обстоятельствах) необходимо применять максимальное наказание в виде пожизненного лишения свободы, — заявила она.

Кнорре-Дмитриева отметила, что «ЛизаАлерт» также уже давно выступает за ужесточение законодательства в отношении преступников-рецидивистов и за введение браслетов для контроля перемещений лиц, которые привлекались за сексуальные преступления малолетних.

- На сегодняшний день эффективных мер по контролю за людьми, которые вышли из тюрьмы, нет, — говорит она. — Они свободно перемещаются, имеют доступ к детям. Бывает, что люди обращались в полицию по поводу странного поведения человека, но реакции не было, а этот человек потом совершал преступление. Эта история с браслетами и постоянным контролем для нас представляется очень важной и необходимой и единственно работающей.


По материалам газеты  "Известия"


Возврат к списку


Контакты компании

Смотреть реквизиты
компании "Барс"

634003, г. Томск
Наш офис: ул. Больничная, 4/2
Тел.: 8 (3822) 90-92-808 (3822) 90-92-80
E-mail: barsohrana@mail.ru
Заказать
обратный звонок
БЕСПЛАТНО

заказать звонок
Подписаться
на актуальные новости
Подписаться
         image     Одноклассники.png

 


Применяемые на данном интернет-сайте названия: Компания Барс, Барс — это предприятия, работающие под брендом Барс и оказывающие услуги по организации охраны недвижимости и имущества, и имеющие все необходимые лицензии и разрешения. Данный интернет-сайт носит исключительно справочно-информационный, аналитический, обзорный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ, и не имеет в качестве основной цели продвижение услуг на рынке.