С вас снимают: мошенники начали использовать «Google Фото»

03.02.2021
С вас снимают: мошенники начали использовать «Google Фото»

Сервис стал новым каналом продвижения «коронавирусной» схемы выплаты компенсаций, опустошающей счета россиян. В начале 2021 года злоумышленники, похищающие средства со счетов россиян с помощью известной схемы «выплаты компенсаций», стали использовать вместо привычных каналов (почта, мессенджеры, СМС) альбомы «Google Фото».

Эксперты считают, что такой канал распространения опасен большим охватом пользователей популярного сервиса, чья численность давно перешагнула за миллиард. В зоне особого риска владельцы смартфонов, которые не разбираются в функционале хранения фотографий и видео.

Сама по себе схема с «выплатой компенсаций» не является новой. Она стала популярной весной-осенью прошлого года на фоне новостей о коронавирусе, сокращениях и финансовом кризисе. Суть ее сводится к тому, что россиянам предлагают получить компенсацию за участие в популярных фейковых опросах, «недобросовестных» лотереях или возврат за уплату НДС. Но вместо этого списывают деньги и похищают данные банковских карт.

Злоумышленники действуют под видом несуществующих организаций - Международной службы «Единый центр возвратов», «Национального лотерейного содружества», Центра финансовой защиты и других. Обнаружена целая сеть связанных сайтов, включающая более 170 доменных имен, зарегистрированных на одно и то же лицо. Чуть позже появились еще три десятка новых доменов под схему с компенсацией НДС. Причем в этом случае была выбрана более изощренная модель продвижения: мошенники рекламировали в группах «Яндекс.Район» фейковое интервью со специально созданного сайта-клона популярного издания: «76-летняя пенсионерка получила 170 000 рублей компенсации НДС и потратила все деньги на стриптизера». В прошлом году такие сообщения люди получали в мессенджерах, по почте или в соцсетях. В этом же году помимо привычных каналов продвижения мошенники начали использовать рассылки с альбомом в «Google Фото» (сервис для хранения фотографий и видео). Эта схема применима не только к владельцам телефонов на ОС Android, у которых сервис установлен автоматически, но и для владельцев iPhone. Главное условие, по словам Александра Калинина, наличие учетной записи Google. Часто она устанавливается при переходе с одной операционной системы на другую, чтобы иметь под рукой свою коллекцию фотографий в облачном хранилище. Технически всё происходит следующим образом: в стандартном функционале есть возможность делиться выбранным альбомом с фотографиями с другими пользователями. Когда приходит приглашение к просмотру такого альбома, в большинстве случаев оповещение об этом поступает в виде push-уведомления на телефоне, которое невозможно не заметить (на телефонах и с Android, и с iOS). Новый альбом появится в разделе «Общие» всего с одной фотографией, что пользователю на его имя на сервисе «Госуслуги» одобрена выплата — например, в 278 500 рублей. Объем «поддержки» может отличаться в большую или меньшую сторону, но это всегда некруглая сумма, что вызывает дополнительное доверие у людей. Кроме того, на фотографии есть комментарий, в котором прописана инструкция для получения выплаты. Полное описание, обещают «щедрые спонсоры», будет доступно по ссылке со множеством переадресаций с одного сайта на другой. Это делается для увеличения времени жизни мошеннических сайтов. Таким образом, при блокировке одного сайта в цепочке он легко будет заменен на другой, при этом исходная ссылка останется неизменной, и все потенциальные жертвы долгое время смогут ей воспользоваться. Жертве предлагается оплатить комиссию за перевод в размере 398 рублей через фейковый платежный сервис, причем сделать это нужно максимально быстро, поскольку через 48 часов сумма якобы будет возвращена отправителю. Временные рамки являются дополнительным инструментом давления на человека. Мошенники рассчитывают, что жертва, получив сообщение, поспешит выполнить все указания. Ведь он получил уведомление от Google, которому доверяют, в нем нет настораживающих слов, что аккаунт взломан.

Далее ситуация развивается по классическому сценарию. Если человек вводит свои данные в шаблон для оплаты перевода, мошенники похищают данные его карты, а потом и средства со счета.

Эксперты считают, что такой канал распространения фишинговых ссылок более опасен, чем привычные почтовые и СМС-сообщения. Прежде всего, своей новизной. В отличие от тех же писем на электронную почту, этот канал другими злоумышленниками пока не используется. И привлекает внимание своей необычностью.

Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова Иван Денисов также считает, что граждане уже привыкли к подобным сообщениям в других мессенджерах и относятся к ним более критически.

- Многие сервисы электронной почты успешно справляются со спамом, отправляя их в папки, в которые клиенты почти не заходят. К странным СМС клиент тоже начинает постепенно привыкать, а стоимость их рассылки и сопряженные риски того, что мошенников отследят, делают их менее выгодными. Чем больше охват аудитории, тем больше шансов, что кто-то попадется на их уловки, - добавил руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея.

Действительно, сообщение о выплатах рассылается через «Google Фото» одновременно 40 пользователям. А численность тех, кто использует популярный сервис, уже давно превысила миллиард человек, что говорит об огромном охвате потенциальной аудитории злоумышленников.

Руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов полагает, что махинации с использованием предустановленных приложений и сервисов особенно опасны, поскольку вызывают доверие на подсознательном уровне. Он также считает, что основной целью мошенников является молодежь.

- Причем злоумышленники применяют уязвимости, которые вряд ли распознает даже подготовленный пользователь гаджетов, - подчеркнул эксперт.

По мнению же Ивана Денисова, в большинстве случаев жертвами становятся люди старшей возрастной группы, а также подростки и люди с низким уровнем цифровой грамотности. Егор Кривошея согласен, что ключевой аудиторией в этом случае являются непродвинутые пользователи подобных сервисов. Они, возможно, знают, что фото в телефоне есть, но не разбираются во всем функционале. Эксперт напоминает, что информация об официальных выплатах не распространяется через «Google Фото» или подобные сервисы, а проверить ее можно через портал госуслуг, например. Это важно не забывать, поскольку, как подчеркнул Константин Ордов, технологические изменения происходят постоянно, люди просто не успевают их осваивать, поэтому у мошенников всегда остается пространство для маневра – воспользоваться недостаточной цифровой грамотностью.

Сегодня можно защититься от рисков таких сообщений. Для того, чтобы не приходили нежелательные приглашения, достаточно отключить функцию общих альбомов в настройках. Также можно пожаловаться на такого пользователя и заблокировать его.


Возврат к списку


Контакты компании

Смотреть реквизиты
компании "Барс"

634003, г. Томск
Наш офис: ул. Больничная, 4/2
Тел.: 8 (3822) 90-92-808 (3822) 90-92-80
E-mail: barsohrana@mail.ru
Заказать
обратный звонок
БЕСПЛАТНО

заказать звонок
Подписаться
на актуальные новости
Подписаться
         image     Одноклассники.png

 


Применяемые на данном интернет-сайте названия: Компания Барс, Барс — это предприятия, работающие под брендом Барс и оказывающие услуги по организации охраны недвижимости и имущества, и имеющие все необходимые лицензии и разрешения. Данный интернет-сайт носит исключительно справочно-информационный, аналитический, обзорный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ, и не имеет в качестве основной цели продвижение услуг на рынке.