Говорим с детьми о безопасности. Советы психолога
Каждый родитель хочет быть уверенным в том, что его ребенку не будет угрожать какая-либо опасность в то время когда он идет в школу или гуляет на улице, когда он находится дома один. Наш сегодняшний разговор с профессиональным психологом Людмилой Леоновой о том, как правильно подготовить ребенка к опасностям внешнего мира. Как не напугать его и при этом четко объяснить правила поведения во взрослом мире.
- Людмила Викторовна, тема детской безопасности актуальна именно в наше время? Раньше жилось спокойнее или так только казалось?
- Тема актуальная в любое время! Раньше просто люди были ближе и больше живого общения, дети играли в одном дворе и родители знали друг друга. Интернет разобщил людей, и в то же время появилась возможность создавать чаты в домах и микрорайонах и быстрее делиться информацией.
- Родители нередко впадают в две крайности: или «берегут» детей и молчат об опасностях, или, наоборот, рассказывают о возможных неприятностях в красках. Как нужно подавать информацию детям?
- В первую очередь родителям нужно самим демонстрировать безопасность и защищать детей, если это необходимо, в школе, в детском саду, на улице. Что бы ребенок не натворил, дома можно устраивать разбор полетов, а в социуме – только защищать. Дети копируют родителей и, когда такой ребенок вырастет, он будет защищать себя! К сожалению, сейчас много тревожных родителей, особенно мамочек, которые боятся всего, что еще даже не произошло!
Я думаю, что учить безопасности ребенка нужно с детства. Не запрещать, постоянно говоря «не трогай», «не ходи туда», «закрой рот», «нельзя». А обучать его, быть наставником, объяснять, чтобы он ответил на свои почему? и зачем? Осторожно утюг горячий, ты можешь обжечься; опасно пока переходить дорогу одному, давай я тебя научу: посмотри налево, посмотри направо и т.д. То есть слова – «нет», «нельзя», «кому сказала», заменить на: будь осторожен, обрати внимание, это опасно!
- Обсуждение правил безопасности лучше проводить через игру или нужно, чтобы это всегда был серьезный разговор?
- По-разному, все зависит от ситуации. Мудрость родителей в отношении детей заключается в том, чтобы предупредить ошибки не запретом, а объяснением смысла. Нам психологам, нужно в первую очередь поработать с родителями, отучить их пугать детей, не рисовать им постоянно негативные картинки.
- Можно ли составить некий Свод правил поведения на улице, в школе, в магазине и на этом «успокоиться»?
- Существует много разных сводов правил, но я думаю, правильнее будет воспитывать в ребёнке осознанное, реалистичное восприятие мира. Это нелегко, особенно в подростковом возрасте, когда ребенок уходит в себя и закрывается больше, чем в детстве. Поэтому рассказывать ребенку о правилах нужно постоянно и постепенно. Есть правила общие, а есть частные. Ребенок должен понимать, зачем он ходит в детский сад и школу, для чего ему нужно учиться. Он должен знать, как безопасно перейти через дорогу, воспользоваться общественным транспортом, уметь рассчитываться в магазине и так далее, и тому подобное. Ребёнок должен осознать себя в социуме, почувствовать, что он часть большого мира.
- Можно ли что-то запрещать, не объясняя, почему нельзя? Или всегда нужно аргументировать?
Категорически запрещать ребенку можно только те вещи, которые опасны для жизни. Остальное условно делим так: треть – разрешаем, треть – переключаем внимание на другое.
- Принцип «не ругать за ошибки» всегда подходит?
Лучше не ругать ребенка за проступки, а взять за правило всегда делать работу над ошибками. Наша взрослая жизнь состоит из ошибок и неудач, из успехов и достижений. Нужно с детства ребенка хвалить за удачи и обращать его внимание на то, что не получилось. Разбирать, почему не получилось. Так будет правильнее. Без собственного опыта, основанного, в том числе, и на ошибках, ребенку трудно будет идти по жизни в дальнейшем.
- Учить на собственном примере – это важно?
Я уже говорила о том, что дети учатся, копируя нас. Это встроено на подсознании человека. Поэтому лучший способ воспитания – это вести себя правильно самим. А дети уже будут делать то, что делаем мы, взрослые, находящиеся рядом. Мы все не перестаем восхищаться воспитанностью японских детей. И при этом не обращаем внимание на воспитанность взрослых японцев. А ведь поведение одних – это следствие поведения других!
- Послушный ребенок – это всегда хорошо? Или послушание любому взрослому может быть потенциально опасным? Как объяснить, что не все взрослые – «хорошие»?
Нужно попытаться рассказать ребенку, что все взрослые хорошие, просто некоторые делают что-то нехорошее. Надо рассказать ребенку, кому доверять, а кому – нет. Мы несем ответственность за своих детей до того времени, пока им не исполнится 18 лет. И ответственность эта может быть вплоть до уголовной. Если ребенок получил какую-то информацию со стороны, то в первую очередь он должен поделиться ею с родителями. Вместе они решат, как действовать дальше. Что делать, а чего не стоит.
- Общение детей, особенно, подростков, в интернете очень сложно контролировать. Как решить проблему безопасности в этом плане?
Любое явление, в том числе, и интернет, имеет и позитивные, и негативные последствия. Мы можем сподвигнуть наших детей узнавать в интернете нужное и полезное. И еще: если ребенок чувствует себя любимым и важным для родителей, то он не будут искать на стороне подтверждения своей важности и значимости. Из-за отсутствия внимания, любви со стороны родителей дети и уходят на улицу, в наркоманию, в интернет. Важно всегда давать им чувствовать свою значимость для нас, давать понять, что мы их любим.
Мое мнение, как специалиста – нужно работать с родителями, с их страхами, порой дикими и необоснованными. Дети от рождения находятся в гармонии с миром, а вот родители иногда чудят. Давайте посмотрим на себя немного со стороны и решим: всё ли верно мы, взрослые, делаем сами.
Спасибо, Людмила Викторовна! Надеемся, что вы сможете ответить на новые вопросы родителей, когда они появятся. И мы продолжим разговор о безопасности детей, например, тогда, когда они остаются дома одни.