Одной из особенностей заключения договоров с юридическими лицами является возможность более детально проверить контрагента. В отношении юридических лиц есть полезные инструменты для выяснения, ведет ли субъект реальную хозяйственную деятельность и насколько добросовестно. Как о нем отзываются другие компании, нет ли угрозы банкротства или ликвидации? В каком качестве он участвует в арбитражных спорах и т. д. Чем больше достоверной информации будет собрано, тем проще спрогнозировать риски по договору.
В ходе общей проверки запрашивают ряд документов для заключения договора.
Итак, какие документы нужно запросить для заключения договора с другой компанией:
- Учредительные. В список учредительных документов для заключения договора входят устав и (или) учредительный договор, в зависимости от вида юридического лица. Запрашивать уставные или иные учредительные документы нужно в последней, действующей редакции, для договора это важно. Если организация получит предыдущую версию, есть риск не узнать о важных изменениях.
- Регистрационные. Свидетельство о государственной регистрации. Листы записи ЕГРЮЛ. Документы о регистрации изменений учредительных документов. Документы о регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ, не связанных с изменением учредительных документов. Обязательно обращаем внимание на то, чтобы наименование организации, указанное в учредительных документах, совпадало с наименованием организации в свидетельстве ОГРН.
- Подтверждающие полномочия ответственного лица. В том числе проверяют подпись директора. Может показаться, что для заключения договора нужно проверить только ряд документов. Но подпись руководителя тоже следует подтвердить. В перечень документов, которые необходимо проверить для заключения договора, входит доверенность. От имени компании договор может подписать не ее руководитель, а иной сотрудник: коммерческий директор, исполнительный директор, финансовый управляющий, технический директор и т.д. Это зависит от величины компании, специфики сделки и т. п. Полномочия такого сотрудника нужно проверять наряду с полномочиями директора. В доверенности должно быть прямо указано, что он вправе заключать сделки (или данную сделку) от лица компании. В доверенности должна содержаться дата ее совершения. Без такой даты доверенность недействительна. Также указывается срок действия. Если срок действия в доверенности не указан, то доверенность действительна в течение года со дня ее совершения.
- Лицензионные и правоустанавливающие. В ходе правового аудита для заключения договора проверяем лицензию и документы на имущество. Проверка лицензии контрагента нужна только в случае, если он ведет деятельность, которую необходимо лицензировать. Но если это так, лицензия входит в пакет документов, которые проверяют для заключения договора.
- Документы на имущество также следует проверять. Не всегда недвижимость, на территории которой находится контрагент, является собственностью последнего. В таком случае, нужно запрашивать договор аренды (субаренды) и разрешительное письмо от собственника недвижимости. Нужно подтвердить достоверность правоустанавливающих документов контрагента.
Кроме того, чтобы снизить риски в рамках длительных отношений с одним и тем же контрагентом, нужно периодически запрашивать актуальные версии документов из вышеназванного списка. Все документы, которые входят в перечень для заключения договора, должны быть представлены в копиях, заверенных должностным лицом организации с приложением печати (если организация использует печать). Это требование дисциплинирует контрагента и уменьшает риск представления недействительных, недостоверных или устаревших документов.
Исполнение всех вышеуказанных пунктов поможет избежать различных неприятных ситуаций в ходе исполнения обязательств по договору и как следствие минимизировать риски и наступление неблагоприятных последствий для организации.