Экспертом по вопросам, касающимся оформления договора между компанией и физическим лицом, сегодня выступает юрисконсульт охранного предприятия «Барс» Жанна Ангилевич.
- Жанна Юрьевна, первый вопрос: что делаем перед подписанием договора, помимо того, что читаем его внимательно? Наверное, просим показать лицензию, так?
- Давайте начнем с того, что понятие клиентский договор не совсем верно. Правильно говорить – договор возмездного оказания услуг.
Вы верно заметили, что сначала договор нужно внимательно прочитать! Это простое правило, которому важно следовать! Каждый день кто-нибудь подписывает, не глядя договора в автосалоне, турагентстве, медклинике и т.д. Большинство людей подписывает договор, не читая его, по двум причинам: боятся выглядеть глупо или не хотят затруднять собеседника недоверием.
Например, когда человек сидит в переполненной поликлинике, за ним очередь, а тут ему предлагают подписать какой-то договор, ему кажется невежливым заставить всех ждать. Под давлением обстоятельств человек подписывает в надежде, что всё будет хорошо. Так делать не нужно.
Теперь о лицензии. Существует пакет документов, который нужно обязательно смотреть на первом этапе, когда только сформировалось намерение заключить договор:
1. Устав организации.
2. Лицензия организации.
3. Другого рода уставные документы организации и т.д.
Вообще, в российском законодательстве не закреплен единый исчерпывающий перечень, какие документы нужны для заключения договора. В зависимости от того, какой договор заключает организация и кто является его контрагентом – фирма, индивидуальный предприниматель, обычный гражданин или государство – перечень документов, необходимых для заключения договора, будет различаться. Кроме того, если договор возникает из аукционов и торгов, в том числе в рамках государственного заказа, то в связи с особенностями процедуры его заключения перечень требуемых документов расширяется.
- И всё же – наш главный вопрос, на какие пункты договора потенциальному клиенту нужно обращать внимание в первую очередь?
- Первое: с кем подписываете. Имеет ли право этот человек подписывать с вами договор? На каком основании? Если вы подписываете договор с менеджером по доверенности, попросите показать вам эту доверенность.
Второе: предмет договора. Проверьте, совпадают ли условия, согласованные устно с менеджером организации с тем, что сказано в договоре. Например, если заключаете договор на «охрану имущества, принадлежащего Клиенту», то в договоре должна быть охрана имущества, а не «работы по ремонту охранно-пожарной сигнализации».
Третье: ответственность за неисполнение. Проверьте, за что стороны несут ответственность по договору, а за что не несут. Во избежание потом не очень приятного диалога: «А почему меня не предупредили?» и тому подобных выражений.
Четвертое: сроки. Проверьте срок оплаты, банковские реквизиты, сумму оплаты. Как правило, от этого зависит ответственность заказчика в случае просрочки оплаты и гарантированное поступление вашей оплаты по договору. Проверьте, совпадают ли сроки договора со сроками, в которые вы планируете получать услуги. Не должно быть так, что вы планируете заключить договор на 1 год, а срок действия договора – 1 месяц.
Пятое: штрафы и пени. Проверьте, не должны ли вы выплатить какую-либо компенсацию, если задержите оплату или как-то еще нарушите договор.
И, наконец, шестое: порядок урегулирования споров. Посмотрите, в суде какой инстанции вы договариваетесь урегулировать споры.
- Клиентский договор с охранной фирмой чем-то принципиально отличается от других договоров услуг?
- Различия только в сути самой оказываемой услуге. Но есть различия между договорами оказания услуг и договором, например подряда.
- А что такое возмещение убытков? Какие варианты возмещения могут предлагаться договором, и какие наиболее выгодны для клиента?
- Возмещение ущерба по договору оказания услуг может происходить в добровольном или принудительном порядке. Для этого нужно выявить и зафиксировать нарушение договора, причем нарушителем может оказаться как заказчик, так и исполнитель.
На сделки оказания услуг частным лицам распространяются следующие правила:
- если заказчиком по договору выступает гражданин, он вправе в любой момент отказаться от договора оказания услуг – в этом случае нужно компенсировать исполнителю фактически понесенные расходы и убытки в виде недополученной прибыли;
- если договор нарушает исполнитель, гражданин сможет взыскать фактически внесенную сумму и тоже компенсировать убытки;
Исполнитель, оказывающий услуги гражданам, также может претендовать на возмещение убытков. Основания для возмещения убытков заказчиком предусмотрены законом или договором. Кроме случая одностороннего отказа от договора со стороны потребителя, взыскание убытков допускается при отказе оплатить оказанные услуги.
- Спасибо, Жанна Юрьевна. Надеюсь, ваши разъяснения пригодятся тем, кто собирается заключить важный договор оказания услуг.
Предлагаем следующей темой обсуждения взять договор оказания услуг с юридическим лицом.
- Не возражаю. До следующей встречи!